Дайджест
От привлечения к вовлечению
Август 2022
 
 
 
Ценности и ориентиры в работе с детьми, подростками и молодежью на малых территориях
В августе 2022 года начала свою работу проектно-образовательная лаборатория «От привлечения к вовлечению». Социокультурные подходы в работе с детьми, подростками и молодежью на малых территориях.
Организатор программы — Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Разработчик и оператор программы — Ассоциация менеджеров культуры.
 
 
 
Фонд Тимченко давно работает на малых территориях, и мы видим дефицит возможностей для самореализации у детей и молодежи в глубинке. В отличие от крупных городов, там не хватает мест для интересного досуга, образовательных и творческих центров, профессиональных педагогов и наставников, и дети часто предоставлены самим себе. Все это может привести к ограничению их возможностей и повышает риск неблагополучия в жизни.
Наш Фонд планирует создавать на малых территориях условия для формирования развивающей среды для таких детей и подростков. Мы будем поддерживать деятельность, направленную на вовлечение подрастающего поколения в общественную, спортивную, культурную и образовательную активность.
генеральный директор Фонда Тимченко
Мария Морозова,
 
"
 
 
Тема работы с детской, юношеской и молодежной аудиториями на малых территориях требует особого внимания. Устоявшиеся каноны часто не позволяют нам слышать самих детей. Но их голос важен, важны их мнения и пожелания. Если мы, ответственные взрослые, будем внимательны к их запросам и окажем поддержку, то приобретем среди представителей поколений XXI века замечательных сторонников и сподвижников.
руководитель программы «Культура» Фонда Тимченко
Елена Коновалова,
 
"
 

 
 
При разработке программы проектно-образовательной лаборатории «От привлечения к вовлечению. Развивающие подходы в работе с детьми, подростками и молодежью на малых территориях» мы исходили из того, что социокультурная сфера работает на развитие среды. Четыре контекста среды (место, дело, социум, будущее) задают четыре тематических направления Лаборатории. По этим векторам мы рассмотрели, как помогают самоопределению ребенка, подростка или молодого человека осознание своего места в социуме, формирование взаимоотношений с местом, где родился и вырос, видение своего будущего дела и его роли в целостной жизненной траектории.
руководитель Лаборатории, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры
Инна Прилежаева,
 
"
 

 
 
Наша лаборатория берется сразу за несколько аудиторий. Дети, подростки, молодежь — вариант деления по возрасту. Но существует бесконечное множество других фильтров, которые помогают нам лучше понять тех, с кем работаем, а значит — и легче найти с ними общий язык. Где они живут? Как проводят свободное время? Чем интересуются? Сами, со взрослыми или в компании сверстников приходят к нам? Какие активности предпочитают и вообще — любят ли активности? Будем разбираться вместе с вами и экспертами.
руководитель направления музейно-проектной деятельности Ассоциации менеджеров культуры, куратор Проектно-образовательной лаборатории «От привлечения к вовлечению»
Юлия Мацкевич,
 
"
 
Лаборатория поднимает тему, которая давно находится в поле внимания проектировщиков. Тем не менее, мы предлагаем взглянуть на работу с детьми, подростками и молодежью свежим взглядом, на стыке разных дисциплин, рассматривая целевую аудиторию (ЦА) как потенциального партнера или заказчика.
 
И вместе — социологам, психологам, специалистам в области социокультурного и социотехнического проектирования, музейного дела, образования, авторам и руководителям проектов, а также тем, кто только присматривается к этой постоянно обновляющейся целевой аудитории, — поискать ответы на вопросы:
 
  • На каких ценностных основаниях строится работа с детьми, подростками и молодежью на малых территориях?
  • Зачем и как мы работаем с этой целевой аудиторией? Какого рода проекты на малых территориях соответствуют потребностям современных поколений?
  • В чем особенности жизни на малых территориях в преломлении к потребностям новых поколений? Как обеспечить ЦА равные возможности для развития независимо от того, на какой территории и в населенном пункте какого масштаба живут ее представители?
  • Может ли социокультурный проектировщик способствовать превращению ограничений в возможности и, если да, то как именно?
  • Развивающая ребенка/подростка/молодого человека среда — что это значит? Что мы вкладываем в понятие «качество среды» в данном контексте?
  • Как помочь подростку «найти себя» и выбрать профессиональную область и образ жизни, помогающие самореализации?
  • Можно ли гармонизировать жизненные задачи представителей ЦА со стратегиями развития малых территорий, где они выросли?
 
 

#ДОСЛОВНО

 
 
Примерно 20 лет назад в культурной сфере произошел «поворот к аудитории», и сегодня этот поворот отражается в продолжающемся процессе переосмысления базовых социальных функций культурных институций, трансформируются библиотеки, музеи, дома культуры и т. п. Мы уже научились неплохо работать с разными аудиториями и сообществами, но все еще строим наши отношения с детской и подростковой аудиторией, исходя из патриархальных моделей, которые мы унаследовали от эпохи Просвещения.
Переход от назидательной модели коммуникации к развивающей наметился, он строится уже на новой системе ценностей, но это происходит медленно. Общение и работа с молодежью «на равных» пока не стали нормой.
директор Института социальных инноваций и предпринимательства МВШСЭН
Ольга Карпова,
 
"
6:28
 

 
 
Дети — акторы настоящего патриотизма. Удовлетворение местом, где ребенок живет, не зависит от того, город это, деревня или село. Родители говорят: «в селе жить невозможно», дети говорят: «классное место». Стереотипы привносит взрослое поколение. А ребенок реализует потребность быть счастливым.
директор Центра полевых исследований Института социального анализа и проектирования РАНХиГС
Дмитрий Рогозин,
 
"
29:05
 
 
 
Чтобы нивелировать колониальную политику детства, принуждая ребенка быть счастливым, не замечая его личного счастья, надо почаще задавать себе вопрос: а чего мы хотим от детей? Мы детей спрашиваем о достижениях, пытаемся выстроить траекторию будущего. А им надо счастливыми быть здесь и сейчас, а не через 20−30 лет.
"
 
29:05

КАК РАССМОТРЕТЬ ЗА ВОЗРАСТОМ ЛИЧНОСТЬ?

 
 
специалист по подростковой психологии, учредитель АНО «Одаренная молодежь», эксперт фестиваля «Детские дни» (Санкт-Петербург и Ленинградская область)
Анастасия Жукова,
 
 

#ДОСЛОВНО

 
 
«Одинаковый возраст не делает нас одинаковыми людьми», — так однажды заявили подростки на конференции, посвященной взаимодействию музеев и подростковой аудитории в Санкт-Петербурге. Важно выстраивать с представителями этой аудитории индивидуальные отношения и знакомиться с ними лично, а не приписывать каждому черты «среднестатистического подростка».
"
 

#ТЕЗИСНО

 
Важно помнить, что личность, а не возраст, определяет то, какой я человек, что люблю и какие предпочитаю делать выборы. Однако подростковый возраст — это очень важный период формирования личности. Именно в этом возрасте влияние семьи на жизнь человека ослабевает, а влияние социума и культуры многократно возрастает.

Подростковый возраст — окно в мир. К тринадцати годам человек научился жить «как родители» и наоборот, в противоречии с «родительским образом жизни», но этого недостаточно, чтобы выбрать свой собственный путь в жизни.

Подросток нуждается в так называемых Других Взрослых — не-родителях, с которыми можно будет близко взаимодействовать и пополнить свою копилку представлений о том, какие бывают люди, ценности и общение. Другим Взрослым может стать учитель, тренер или руководитель социокультурного проекта.

Социокультурный проект дает подростку возможность вступить в близкое общение со сверстниками через работу в команде, взять на себя ответственность и таким образом заслужить уважение и самоуважение, оказать видимое влияние на мир.
 
 


КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ФОРМАТ МОЛОДЕЖНОГО ПРОЕКТА?

 
 
доцент Московской высшей школы социальных и экономических наук, член Постоянного комитета по этике ИКОМ (Международного союза музеев)
Михаил Гнедовский,
 
 
 
 
 
17:03

#ДОСЛОВНО

 
 
В процессе формирования и реализации молодежного проекта важная роль принадлежит эксперту, выступающему в качестве фасилитатора (от англ. facilitate — способствовать, облегчать). В чем заключаются задачи такого эксперта? Во-первых, он помогает молодым участникам сосредоточиться на особенностях локальной ситуации и сформулировать свои цели и свою миссию по отношению к ней. А во-вторых, он добивается того, чтобы молодые люди выступали как полноправные авторы проекта, чтобы это был «их» проект.
"
 

#ТЕЗИСНО

 
Если говорить о привлечении к социокультурным проектам молодежной аудитории, можно сформулировать четыре принципа — четыре шага навстречу этой аудитории.

Принцип 1.
Есть только один способ привлечь молодежь к участию в социокультурных проектах — обеспечить «присвоение» ими этих проектов, стимулировать субъектность, инициативность или, как теперь говорят, «агентность» молодежной аудитории.

Принцип 2.
Культурное измерение проектов на малой территории предполагает не столько опору на местные художественные традиции (фольклор, костюм, декор и т. д.), сколько учет локальных особенностей среды, природы, ландшафта и образа жизни. Культура — это и есть локальность, неповторимость образа жизни.

Принцип 3.
Проекты такого рода должны иметь не только культурные, но также и ясно очерченные социальные и экономические цели и задачи. Участники должны видеть свою роль в проекте, понимать, откуда берутся и как трансформируются основные ресурсы, что обеспечивает устойчивость проекта и какие он решает социальные проблемы.

Принцип 4.
Непременным условием поддержки социокультурных проектов, предполагающих участие молодежи, является наличие фигуры фасилитатора (именно фасилитатора, а не модератора или модного сегодня медиатора), помогающего структурировать и артикулировать конкретный проект.
 
 


МУЗЕЙ И ПОДРОСТОК: КАК ПРИЙТИ К ВЗАИМНОСТИ?

 
 
начальник отдела по работе с молодежью и волонтерами ГМИИ имени А. С. Пушкина, руководитель направления «Пушкинский Youth»
Наталья Гомберг,
 
 
 
 
 
57:09

#ДОСЛОВНО

 
 
Культурная институция и подростки могут быть абсолютно взаимно полезны друг другу. Для условного музея подростки — взгляд со стороны, источник идей и современных навыков, а музей для них — возможность почувствовать себя частью взрослой команды, применить знания на практике и увидеть итог работы. Но эта взаимность рождается только тогда, когда все они понимают, зачем проект нужен, видят образовательную цель для участников и практическую для музея и его посетителей, но главное — верят в совместный качественный результат, для которого возраст авторов — основание не для скидки, а для нового ракурса.
"
 

#ТЕЗИСНО

 
Подростки находятся между двумя возрастами. Они много общаются или хотят общаться, ищут свое будущее место во взрослом мире, пытаясь понять и освоить то, что нужно в этом мире знать и уметь.
 

 
 
Программа для подростков должна дать им возможность:
  • общаться
Для чувства взрослости в проекте нужны:
  • личная ответственность
  • оценка общего результата, а не личных знаний
  • самостоятельный выбор и поиск информации
  • возможность ее применить и увидеть результат свой работы
  • пробовать разные роли
  • быть взрослыми
  • работать над реальным и нужным результатом
 
 
 
 
Здорово, если общение — не побочная часть проекта, а вшито в его структуру.
Например, обсуждения во время занятий, задачи для группы из 2−3 человек.
 
 
Детей все
время учат, вкладывают им в голову важную информацию, оценивают, как они ее усвоили, а потом принимают за них решения.
 
В проекте
должно быть место
разным ролям (командным, личностным, предпрофессиональным) и навыкам, а у участника должна быть возможность выбрать
то, что ему
подходит.
 
Важно, чтобы
подростки, работая над проектом, понимали, какую задачу эта работа решает, почему для ее решения нужны именно они, и видели итог.
 
 
Программа для подростков должна дать им возможность:
 
  • общаться
Здорово, если общение — не побочная часть проекта, а вшито в его структуру. Например, обсуждения во время занятий, задачи для группы из 2−3 человек.
 
Для чувства взрослости в проекте нужны:
  • личная ответственность
  • оценка общего результата, а не личных знаний
  • самостоятельный выбор и поиск информации
  • возможность ее применить и увидеть результат свой работы
  • быть взрослыми
Детей все время учат, вкладывают им в голову важную информацию, оценивают, как они ее усвоили, а потом принимают за них решения.
 
  • пробовать разные роли
В проектедолжно быть место разным ролям
(командным, личностным, предпрофессиональным) и навыкам, а у участника должна быть возможность выбрать то, что ему подходит.
 
  • работать над реальным и нужным результатом
Важно, чтобы подростки, работая над проектом, понимали, какую задачу эта работа решает, почему для ее решения нужны именно они, и видели итог.
 

Музей — отличное место, «модель мира», где можно увидеть, как самые разные профессиональные области связаны друг с другом. Для проведения уроков изобразительного искусства и мировой художественной культуры достаточно искусствоведа. Но только искусствоведческих компетенций не хватит для появления современного музея, где вместе с искусствоведами должны работать и менеджеры, и экономисты, а также специалисты по маркетингу и цифровым технологиям, по безопасности и др.

#НАГЛЯДНО

 
 
Совместный проект музея с подростками рождается на пересечении двух миров
 


 

 
 
Как устроена работа подростков со специалистами:
  1. Вместе они ищут важные для разных участников смыслы внутри музейного материала.
  2. Обсуждают, чем дополнить материал, чтобы проявить связь этих смыслов с сегодняшним зрителем.
  3. Сочиняют форматы, в которых они хотели бы материал увидеть.
  4. Выбирают форматы, которые нравятся тем и другим.
  5. Определяют, что нужно для воплощения замысла и где это взять.
  6. Распределяют обязанности и работают на результат.
  7. Показывают результат посетителям, собирают обратную связь.
  8. Анализируют отзывы и улучшают результат.
Это не все!
Обсуждают: что было важным, ценным и полезным для каждого в процессе работы, какие полученные навыки понадобятся в будущем и где, кроме музея, они пригодятся.

 
 
Пушкинский музей: навстречу молодежи
 

#ПОДРОБНО

А. И. Логинова и др. Сборник «Подросток в музее. Как кураторы и тьюторы помогают подростку найти себя» (М: ВШЭ, 2020) читать >>

Паблики молодежного направления ГМИИ им. А. С. Пушкина «Пушкинский.Youth» как примеры коммуникации с подростками и молодежью в соцсетях: читать >>#1 читать >>#2

Полевой дневник молодежного проекта «Genius loci: Владикавказ-Москва», посвященного городской идентичности читать >>

Пример цифрового продукта, созданного участниками проекта «Пушкинский.Youth»:
  • сайт проекта «Взгляд», посвященного Пушкинскому музею в годы Великой Отечественной войны читать >>
 


КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ МОЛОДЕЖЬ У ВАС «ЗАВЕЛАСЬ САМА»?

 
 
генеральный директор Центральной библиотеки имени Н. А. Некрасова
Мария Привалова,
 
 
 
 
 
42:56

#ДОСЛОВНО

 
 
Честно говоря, молодежь у нас завелась сама, а не мы ее завели. Мы просто откликались на ее интересы. И создали в библиотеке безопасное пространство с понятными правилами, где посетители имеют достаточную степень независимости.
"
 

#ТЕЗИСНО

 
Эмоционально безопасное пространство для подростков — это значит:
  • Прозрачные и понятные правила, отсутствие чрезмерного регулирования
  • Присутствие поддерживающего взрослого, предлагающего «меню» возможностей
  • Предсказуемая коммуникация («тебе никто не сделает плохо»)
Как установить хороший контакт с подростками?
  • Спрашивать, что они хотят, откликаться на то, что им понравилось
  • Работать над адекватной коммуникацией, помогать ориентироваться
  • Давать свободу, но предлагать и направлять
 

#НАГЛЯДНО

 
 
Вариант структурирования подростковой аудитории
4 группы подростков в зависимости от типа досуга и степени участия в культурной жизни Москвы (по результатам исследования «Свободное время московских подростков». М., 2016.)
 


#ПОДРОБНО

Талавер А., Черныш А. «Исследование возрастных групп, наименее вовлеченных в культурную жизнь. Свободное время московских подростков.» М.: Московский институт социально-культурных программ", 2016 скачать >> читать >>

Богаткова А., Игнатьева М., Лобова Е., Орловецкая А. Детское и юношеское чтение: исследование актуальной и потенциальной аудитории детских библиотек Москвы с рекомендациями по развитию учреждений. М.: Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова, 2020. читать >>

Пример летнего проекта для подростков: «Комната 502» Некрасовки — свободное пространство для людей от 12 до 21 года читать >>